Aug. 23rd, 2012

oleg_lukin: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] aznauri в Некоторые соображения о начале Летней войны 2008 года.


друзья, известный многим из нас Олег Лукин написал весьма интересные посты, которые можно посмотреть здесь. мы с ним ранее договорились, что я выскажу свои соображения относительно этой темы, и двух важных на его взгляд вопросов, а именно:

1) Почему грузинская сторона до упора молчала о российском вторжении, если оно началось ДО атаки на Цхинвали и почему в составе грузинской группировки была такая доля сил МВД, заведомо не предназначенных к той войне, которая началась уже в ночь на 8 августа?
2) Почему грузинское командование, уже столкнувшись со вторжением с северного направления, недооценивало вероятность удара с западного направления на протяжении 8-9 августа, что подтверждает переброска 2 бригады.

Как человек, не имеющий опыта штабной работы, едва ли смогу дать полностью аргументированный ответ на второй вопрос, но в меру собственной более чем скромной компетенции попытаюсь дать ответить. итак,
1. Войну, как мне кажется, корректнее называть Летней, потому как реальные БД были до 7-8 числа, и после подписания трехстороннего соглашения.
2. Все стороны, или вернее, все заинтересованные стороны, включая и США были в курсе готовящейся войны, но все стороны готовились именно что к вчерашней войне, когда РФ, прикрываясь заранее созданными инструментами в виде «Абсцны» и «Южной Осетии» воевала против Грузии. Так было вначале 90ых, и так же планировалось и в 2008. То, что в Грузии знали о готовящемся вторжении, не должно представлять особого секрета. В конце концов, агентура, имевшаяся в Цхинвали перед вторжением, да и просто ввиду масштабности подготовки, не могла прозевать такое. Кроме того, подобная инфа уже с середины весны должна была стекаться в Тбилиси, когда РФ помимо починки жд ветки в Апхазети начала вводить в регион спецвойска.
3. План РФ был прост
- после полного развертывания, что должно было быть осуществлено предположительно к 9 августа, силами якобы осетинских борцов против грузинского фашизма атаковать и разгромить грузинские войска в районе Гори-Мцхета, и стремительным ударом взять деморализованный Тбилиси
- поставить сатрапить «Гиоргадзе»
- занять под якобы осетинские селения центральную магистраль, чем страну фактически разрывало надвое с неясными перспективами в дальнейшем
- силами якобы абсцуйских борцов за мир атаковать и взять Кутаиси.
В итоге, план максимум подразумевал разрыв Грузии на две, а фактически на несколько частей, обеспечив войну всех против всех, что в свою очередь должно было обеспечить:
Read more... )

oleg_lukin: (Default)
Версия Юлии Латыниной:

 К четырехлетию маленькой бесполезной войны


На этой неделе в честь четырехлетия войны было дано несколько удивительных интервью. Сначала российские генералы в анонимном фильме обвинили президента Медведева в том, что он  «медлил день» и стал действовать только после «пинка из Пекина». А потом интервью дал Путин и сказал, что он думал «три дня».
Мне кажется, что в пылу полемики они сказали крохотную, но очень важную часть правды.
Я полагаю, что путинские «три дня» — это с первых заявлений Кокойты о том, что он нанесет грузинским агрессорам ответный удар, и до 5 августа, когда российские войска начали переходить границу.
Путин не любит принимать решения. Он предпочитает оказаться в ситуации, когда решение, которое ему нужно, за него приняли другие. Да, Россия долго и тщательно готовилась к войне с Грузией. Но при всем при этом это было contingency planning — план, который мог быть воплощен в жизнь, а мог и не быть.
Своими заявлениями о том, что грузины вот-вот нападут, Кокойты предложил Путину ровно тот вариант, который Путина всегда устраивал. При этом всю эскалацию конфликта и прочие мелкие детали по умолчанию брала на себя просящая помощи сторона.
Путин не любил Саакашвили, но у Путина не было безвыходной ситуации: Грузию и дальше можно было доставать диверсиями, оппозицией и пр. А вот у Кокойты ситуация была безвыходная. Миллиарды, которые Россия отпустила на Южную Осетию, делись в никуда. Одновременно рядом, в грузинском анклаве, как на дрожжах, росли дома, заправки, магазины, дороги, больницы, и чтобы осетины не ходили лечиться в эти больницы, приходилось перекрывать дорогу.
Как ни промывай мозги, было ясно, что рано или поздно народ начнет задавать вопросы. У Кокойты был единственный выход — уничтожить грузинский анклав и повязать народ кровью.
Почему я думаю, что генералы тоже правы, когда говорят, что Медведев «сутки медлил»?
Потому что ни один военный план не переживает прямого столкновения с противником. И когда Саакашвили нанес встречный удар, в Кремле, как я полагаю, страшно растерялись. Так не договаривались! По сценарию предполагалось, что подлый грузинский агрессор будет жаловаться в ООН, звонить в ОБСЕ, и вот только после того, как в грузинских деревнях запылают дома, вот тут-то его и обвинят в агрессии. Вот тут-то и двинутся русские танки на помощь угнетаемому осетинскому народу.
А он двинулся раньше. И несмотря на то, что российские войска уже были в Осетии, на то, что очередная колонна как раз перешла Рокский тоннель и утром попала под грузинскую бомбежку у Джавы, на то, что группа капитана Сидристого пыталась 8-го утром пробиться к Цхинвали и не смогла, на то, что в 3 часа дня 8 августа нам объявили, что Россия посылает войска, а в 5 часов вечера нам объявили, что Цхинвали освобожден (что было полным враньем), — думаю, что генералы правы. Медведев растерялся. Как так? Мы так не договаривались!
Иными словами, я думаю, что в этой войне была очень большая доля манипуляции Путиным со стороны южных осетин — не в том смысле, что Путин не виноват, а в том смысле, что он хотел, чтобы им манипулировали. И косвенным доказательством этой моей гипотезы является то, что Кокойты не дали остаться во главе Южной Осетии. Это, кстати, довольно беспрецедентное для Путина решение. Он не снимает почти никого и прощает почти все.
А тем, кто считает, что Саакашвили не надо было наносить встречного удара, а надо было продолжать жаловаться, я отвечу: этим он, скорее всего, спас Грузию от завоевания. Не ударил бы — вот тогда бы он действовал ровно по плану России.
Грузия сейчас была бы располовинена, в Тбилиси сидел бы какой-нибудь Гиоргазде, с грузинскими реформами было бы покончено, и вы думаете, что грузинского экс-президента кто-нибудь в Европе слушал бы, э? С какой стати? Европейская бюрократия проморгала эту войну, а когда бюрократия чего-то проморгала, то первый ее инстинкт — свалить вину на того, кого проморгали. Нашлась бы как миленькая какая-нибудь очередная комиссия Тальявини, которая бы написала, что вот, мол, русские говорят, что агрессор был Саакашвили, а Саакашвили говорит, что агрессором были русские, и кто их там разберет? И этот Саакашвили тут путается под ногами, а с Россией надо дружить.

Profile

oleg_lukin: (Default)
oleg_lukin

May 2024

S M T W T F S
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 25th, 2025 07:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios